О том, что витамины жизненно важны, мы узнали еще в школе. Их отсутствие в пище вызывает авитаминозы – достаточно серьезную патологию с яркими характерными проявлениями. Из того же школьного курса мы узнали, что витамины могут быть и средством профилактики целого ряда заболеваний. Но стоит ли делать из них панацею? И насколько обосновано сегодняшнее увлечение витаминными комплексами?
Дела минувших дней
Приятно осознавать, что ключевые исследования, приведшие к пониманию роли витаминов, были выполнены отечественными учеными. В 1880 году Н.И.Лунин в ходе экспериментальных работ установил, что в продуктах питания имеются неизвестные в то время вещества, крайне необходимые для жизни. Когда лабораторных мышей кормили цельным молоком, они хорошо росли и не болели. Но если в качестве пищи им давали смесь из основных компонентов молока – казеина, жира, лактозы, соли и воды – начинали болеть и достаточно быстро умирали.
Сам термин «витамины» (vita – жизнь, лат.) появился только в 1912 году. Долгое время эти биологически активные вещества оставались исключительно во врачебном ведении, однако с 60-х годов прошлого века началась настоящая витаминная революция.
Сегодня мы окружены массой самых разнообразных витаминных препаратов, причем они могут быть зарегистрированы и как лекарственные средства, и как биологически активные добавки – БАДы (dietary supplements по американской и европейской терминологии).
Размер имеет значение
Фармацевтические компании и производители биологически активных добавок давно уже должны были заказать Зурабу Церетели памятник Лайнусу Полингу. Из чистого золота. Размером с монумент Петру I. Потому что лауреат двух Нобелевских премий, гениальный химик и ученый-энциклопедист открыл для них золотую жилу.
«Соответствующее количества витамина С предотвращает появление простуды», - заявил Полинг. При этом «соответствующей» он считал дозу, в сотни, а то и тысячи раз превосходящую рекомендованную суточную. Так витамины вырвались из рук врачей и устремились поближе к потребителям – в супермаркеты, безрецептурные отделы аптек и прочие легкодоступные места.
Но гениальный ученый ошибался, он построил всю свою теорию на изначально неправильном постулате. Самое интересное, что выяснили это в Институте… Лайнуса Полинга, который был создан специально для развития идей нобелевского лауреата. Там под руководством директора института, профессора Баальса Фрая собирались данные о сотнях исследований на тысячах добровольцев по всему миру. Вывод, к которому пришли ученые, шокировал их самих. Действительно, гипердозы аскорбиновой кислоты примерно на 20% сокращают длительность простуды и несколько смягчают ее симптомы. Но только в том случае, если вы уже заболели. А профилактического эффекта от них никакого.
Об отсутствии профилактического эффекта свидетельствует и кокрановский обзор (который находится Кокрановской библиотеке и выполнен в соответствии со всеми требованиями доказательной медицины) доктора Р. М. Дугласа и соавторов (включено 11.350 пациентов), дополненный последний раз в мае 2007 года. Кстати, данные о терапевтическом эффекте витамина С у этих авторов отличаются от результатов института Полинга. В кокрановском обзоре подчеркивается, что не только профилактического, но и терапевтического эффекта аскорбинки по сравнению с плацебо не отмечено.
Так что витамин С не является гарантией от простуды, хоть килограммами его ешь. Впрочем, килограммами всё равно не получится – установлено, что длительный прием больших доз аскорбиновой кислоты может привести к беспокойству, бессоннице, немотивированному ощущению жара, угнетению синтеза инсулина, неблагоприятному воздействию на почки и повышению артериального давления.
И небольшая ремарка о Полинге. Некоторые, скажем так, недобросовестные продавцы поливитаминных комплексов (особенно зарегистрированных как БАДы) «давят авторитетом», утверждая, что Лайнус Полинг получил Нобелевскую премию именно за открытие эффекта больших доз витамина С. Это не так. Совсем не так. Нобелевскую премию по химии ученый получил в 1954 году «За изучение природы химической связи и его применение к объяснению строения сложных молекул». А вторая его Нобелевка (1963 года) была премией мира. А вот аскорбиновой кислотой в дозах, значительно превышающих рекомендованные, Полинг увлекся только в конце 1960-х.
Больше – не значит лучше
К сожалению, у Полинга появились сотни последователей, которые развили его теорию и распространили ее не только на аскорбинку, но и на все витамины вообще. Особенно это касается «соседей» аскорбинки в чрезвычайно модной группе антиоксидантов – веществ, защищающих клетки от повреждающего воздействия свободных радикалов. Именно антиоксиданты и свободно-радикальная теория старения дали новый толчок угасшей было гонке витаминных вооружений. Ведь быть молодым и здоровым хочется как можно дольше.
Речь о витаминах А и Е. Оба этих витамина растворимы в жирах, а, значит, могут накапливаться в организме и влиять на состояние его органов и систем. Причем не всегда благоприятно. Доказательство тому – достаточно громкий скандал с клиническими испытаниями бета-каротина, предшественника витамина
Американские исследователи изучали влияние витаминных добавок с бета-каротином на онкологические риски у курильщиков. В частности, предполагалось, что рак легких у людей, защищенных бета-каротином, будет развиваться значительно реже.
После восьми лет наблюдения за 15 тысячами курильщиков, принимавших бета-каротин, исследование пришлось остановить. Результаты повергли ученых в шок: в экспериментальной группе частота рака не только не уменьшилась, она возросла на целых 18%!
Через полтора года было остановлено другое аналогичное исследование, зафиксировавшее 28-процентный скачок новообразований в легких. До сих пор никто так и не смог объяснить, почему же так произошло. Но одно очевидно – курильщикам противопоказаны витаминно-минеральные комплексы с бета-каротином. Да и другим следует поостеречься, если доза этого вещества в препарате превышает рекомендуемую суточную.
Впрочем, это еще не все злоключения витамина А. Шведские ученые заинтересовались слишком большой частотой остеопороза среди населения страны. Изучив истории болезни более 66 тысяч женщин в возрасте старше сорока лет, исследователи пришли к выводу, что причина кроется в диете. Точнее, в большом содержании витамина А в традиционно скандинавских продуктах питания – жирных сортах рыбы (сельдь, сёмга), печени трески, а также в молоке (Швеция дополнительно обогащает обезжиренное молоко витамином А). И при этом шведы еще увлекаются и приёмом витаминных препаратов.
Всего 1,5 миллиграмма витамина А в сутки, согласно полученным данным, на 10% снижали плотность костной ткани и в два раза увеличивали риск перелома. А ведь это всего лишь двукратное превышение рекомендованной суточной дозы. Позже результаты этого исследования были подтверждены и американскими учеными. Кроме того, выяснилось, что при избыточном поступлении в организм ретинола увеличивается потребность в витаминах С и В1, усиливаются симптомы дефицита витамина D, а иногда возникает и специфическое поражение печени.
Отдельно стоит упомянуть витамин А при беременности. Есть данные о тератогенном действии (то есть формировании врожденных дефектов у плода) его гипердоз. Это не означает, что не следует принимать витамины, назначенные будущей маме врачом. И от пищи, богатой витамином А, отказываться тоже не следует. Не нужно лишь заниматься самодиагностикой и самолечением и по собственной инициативе принимать какие-то дополнительные препараты, содержащие этот витамин. Еще раз напомним – он относится к жирорастворимым и обладает способностью накапливаться в организме (в основном в печени).
Специалисты до сих пор не могут точно ответить – какая доза витамина А (выше рекомендованной) может считаться безопасной.
Ситуация с витамином Е немногим лучше. Известно, что злоупотребление этим веществом может приводить к повышению артериального давления.
Так что антиоксиданты – вещь, конечно, модная, но при неумеренном и бесконтрольном использовании не только бесполезная, но и, при стечении ряда обстоятельств, опасная.
В общем, как и любое мощное биохимическое вещество, витамины могут быть не только лекарством, но и ядом. Разница, как это обычно и бывает в медицине, лишь в дозировке.
Есть или нет?
Один из основных аргументов сторонников постоянного приема большого количества витаминов – девитаминизация современной пищи. Даже если человек питается сбалансировано и физически активен, витаминов ему всё равно не хватает. Связано это с тем, что, действительно, свежих продуктов в нашем рационе становится всё меньше и меньше, преобладают замороженные, консервированные, концентрированные и обработанные другими способами. Делается это, во-первых, для увеличения срока хранения, а во-вторых, для уменьшения времени на приготовление.
Еще один аргумент «круглогодичников»: в среднем, девять месяцев в году европейцы употребляют в пищу овощи, выращенные в теплицах или после длительного хранения. Такие продукты имеют значительно более низкий уровень содержания витаминов по сравнению с овощами из открытого грунта.
Кроме того, после трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется около 30% витамина С. При комнатной температуре этот показатель составляет около 50%. А если почищенный картофель положить в воду, то аскорбинка из него уйдет за несколько часов. Если говорить о термической обработке продуктов, то в этом случае теряется от 25% до 90-100% оставшихся витаминов. Да и на свету витамины разрушаются.
Кроме того, энерготраты современного человека значительно сократились, а потребность в витаминах, выработанная миллионами лет эволюции, осталась прежней.
Из всего вышеизложенного делается вывод о необходимости постоянного приёма витаминно-минеральных комплексов, содержащих внушительные дозы активных веществ.
Всё это, конечно, верно, но лишь отчасти. Да, действительно, если питаться одним фаст-фудом, заработать гиповитаминоз не так сложно. И, действительно, придется медикаментозно восполнять витаминную недостаточность. Существуют сезонные колебания содержания витаминов в овощах и фруктах – это тоже правда.
Но огульно утверждать об отсутствии в пище витаминов не стоит. Ведь хранить продукты в холодильнике можно не три дня, а один. Или принести с рынка свежую зелень-огурцы-помидоры и сразу сделать салат.
Опять же нужно учитывать дополнительную витаминизацию пищи. Это касается, прежде всего, обогащенных соков, злаковых хлопьев и самых различных молочных продуктов. Ради научного интереса автором была изучена упаковка первого попавшегося под руку фруктового сока. Если верить информации на этикетке, литр этого напитка покрывает 70% суточной потребности в витаминах Е, В1 и В6 и 60% суточной потребности в витамине С.
Пить или не пить?
Большинство исследователей склонны считать, что все-таки витамины стоит принимать. Даже если у вас нет никаких причин на это кроме «я так хочу». Но в деле витаминизации, как и в остальных благих делах лучше всего обходиться без фанатизма и учитывать некоторые моменты.
1. Круглогодичный прием витаминов нужен только в случае доказанного гиповитаминоза по тому или иному микронутриенту у данного конкретного человека. Обычно достаточно профилактических курсов, скажем, раз в квартал в течение 3-4 недель.
2. Не следует превышать рекомендованные суточные дозы, особенно по жирорастворимым витаминам. Поэтому тщательно изучайте состав выбранного витаминно-минерального комплекса, особенно колонку «% от рекомендуемой суточной дозы». Если там водятся цифры от 150 и выше – отложите такой препарат, он должен применяться в терапевтических, но никак не в профилактических целях. Впрочем, в США, по свидетельствам очевидцев, в свободной продаже имеются банки по 500 капсул витамина Е, в каждой капсуле которого содержится 1113% суточной дозы.
3. Перед тем, как принимать витамины, желательно проконсультироваться с врачом-диетологом. Он поможет определить, какие именно вещества нужны вашему организму, и в каком виде их необходимо вводить в рацион.
Правда, для выяснения витаминной обстановки врач будет больше ориентироваться на клинические проявления, а они ярко выражены только при авитаминозах. Заподозрить же гиповитаминоз по симптомам практически невозможно. Самый точный ответ могут дать исследования крови, но специализированные анализы в России пока что доступны только в единичных клинических лабораториях и широкого распространения еще не получили.
Имейте в виду, что на гиповитаминоз часто списывают хроническую усталость, сонливость, апатию – хотя характерны они для целого ряда заболеваний. А совет врача «попейте витаминки» может быть лишь вежливой формой выражения «идите отсюда, нет у вас никакой патологии, вас уже от ушей до пяток обследовали, достали эти ипохондрики, сил моих больше нету».
4. Весенний профилактический курс можно проводить практически всем (за очень редким исключением). К этим редким исключениям иногда относят людей с «аллергией на витамины». Так вот, в подавляющем большинстве случае аллергическая реакция возникает вовсе не на активный компонент, а на всяческие ароматизаторы, красители, консерванты и прочие улучшители внешнего вида, вкуса и срока хранения. Таким людям можно порекомендовать просто сменить препарат.
Какие именно витамины принимать? Выбор сейчас огромный, аптечные стеллажи пестрят десятками разноцветных и разнообразных коробок. Желательно пользоваться продукцией крупных и хорошо зарекомендовавших себя фармацевтических компаний.
А вот чего делать не стоит, так это пользоваться витаминно-минеральными комплексами, зарегистрированными как биологически активные добавки.
Во-первых, БАДы не проверяются на соответствие заявленным рецептурам – как качественным, так и количественным. Главное для регулирующих органов – чтобы в добавке не было ядов, наркотиков и прочих токсичных веществ.
Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев ни о какой сбалансированности состава говорить не приходится. И, самое неприятное, что никто никакой ответственности за это нести не будет – вы покупали не лекарство, а биологически активную добавку к пище. О чем, кстати, должно быть написано на коробке. Покрутите в аптеке упаковку, поищите, нет ли этой информации мелкими буквами на выбранном вами препарате. Сомневаетесь – спросите у фармацевта за прилавком.
Ну, и не забывайте о том, что в нормальной пище витамины тоже водятся. И овощи-фрукты-молоко-мясо – не самый худший из возможных источников необходимых для нашего организма питательных веществ.
Химия и жизнь
Синтетическим аналогам витаминов требуется точно соответствовать не только химической формуле, но и пространственной структуре.
Натуральные продукты питания содержат нужный изомер, а вот при химическом производстве изначально получается разношерстная смесь, которую необходимо очищать и выделять только «правильные» витамины. Для этого требуется технологичное и дорогостоящее оборудование. К сожалению, далеко не на всех отечественных (да и не на всех зарубежных) предприятиях оно есть.
Если же все требования соблюдены и совпадает не только химическая, но и пространственная структура, то организму глубоко безразлично, откуда именно получать витамины.